Вы на каком языке говорите?

Наверняка, большинство из нас сталкивалось с одной очень интересной проблемой в общении. Вроде, и говорит человек на русском языке, и слова все знакомые, и говорит внятно, но совершенно непонятно о чем, и что именно хочет сказать. Либо задает какие-то “идиотские” вопросы, хотя все и так понятно.

Такое положение вещей обуславливается как минимум двумя феноменами — словоблудием и метапрограммным профилем. Со словоблудием все понятно — человек просто говорит слова, не имея желания донести никакой информации. (“Чтобы подготовить десятиминутное выступление, необходимо несколько дней, получасовое — можно успеть и за день, а двухчасовую речь я готов произнести прямо сейчас”). Намного интереснее ситуация, когда пониманию мешает метапрограммный профиль.

Метапрограммный профиль определяет то, как человек воспринимает мир, на что обращает внимание и , соответственно, какой информацией оперирует в разговоре. Ученые выделяют 51 метапрограмму. Все они оказывают влияние на разные аспекты восприяия информации и мотивации людей. Метапрограммы выделяются таким образом, что, как правило, представляют собой шкалу с двумя крайними положениями. Крайние положения являются скорее хрестоматийными, реальный же человек находится где-то между ними. Причем, в зависимости от конкретных обстоятельств, человек может перемещаться по этой шкале.

Например, метапрограма глобальный — конкретный. Фишка ее в том, какими объемами описаний оперирует человек. Кто-то покупает красивый костюм, а кто-то черный,  атласный, классического покроя с восемью золотыми пуговицами, расположенными в два ряда и т.д. и т.д. При этом оба человека купили один и тот же костюм. Очень часто эта метапрограмма мешает договориться исполнителю и заказчику. Потому что заказчику надо красивая клумба, а у исполнителя 43 сорта травы, 185 сортов цветов и камни всех оттенков.

Еще одной метапрограммой, которую стоит быстро выявлять является направленность мотивации. Она бывает “от” (избегание неприятного) и “к” (поиск или реализация возможности) . Разница в том, что заставит человека напрячься — возможногсть заработать или страх потерять. Возможность хорошо провести время или страх, что кто-то обидится.

Не существует хороших и плохих метапрограмм — каждую надо использовать в нужном контексте. Например, “глобальный” бухгалтер, скорее всего очень быстро разорит фирму, а конкретный руководитель не сможет видеть перспективу и выработать стратегию. Таким образом, правильное определение метапрограмм человека позволяет правильно подобрать деятельность, и понять как с ним общаться. Хорошая новость состоит в том, что свою метапрограмную гибкость можно развивать. Если вы, конечно, хотите комфортно общаться с другими людьми или как-то зависите от результатов общения. Потому, что вашему партнеру по комуникации скорее всего будет лень напрягаться и пытаться понять вас, или же он просто не понимает причины проблем в вашем общении.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

HTML tags are not allowed.

*